Thursday, 04 April 2019 23:40

Салям аль Обейди. Горячие точки Ближнего Востока: возможен ли завтра мир. Featured

Written by
Rate this item
(3 votes)

Салям Адиль Абдель-Мунем Аль-Обейди. Российский журналист-международник, уроженец Ирака. Выпускник физического факультета МГУ, переводчик, колумнист. Имеет ряд научных работ в области ядерной физики, участник-докладчик ряда научных конференций и симпозиумов по ядерной физики. В профессиональной журналистике с 1993 года. Работал в советских, российских и иностранных изданиях и СМИ. Был командирован во многие горячие точки постсоветского пространства, Балкан и Ближнего Востока. В настоящее время возглавляет региональное европейское бюро телекоммуникационной сети «Аль-Маядин» с корпунктами в Москве и Хельсинки. Удостоен ряда почетных грамот.

 

1) Очевидно, что нельзя обойтись без рассмотрения исторических и эпохальных периодов развития Ближнего Востока, начиная со второй половины девятнадцатого века, чтобы ответить на весьма нелегкий вопрос – возможен ли мир на Ближнем Востоке? Но, прежде всего, хочу сказать, что история, на мой взгляд, самая неточная и самая неблагодарная наука. Она весьма субъективна. Но я попытаюсь абстрагироваться, насколько это возможно.

Мы рассмотрим период начала конца Османской империи и те процессы, которые сопровождали и предваряли этот распад. Итак, к началу Первой Мировой войны, Османы уже потеряли контроль над большей частью своих владений, в том числе на арабском востоке. Это сопровождалось все большим проникновением двух западных держав - Великобритании и Франции, в этот регион. Параллельно разрасталась в Российской империи революционная ситуация, провоцируемая различными партиями, как левого, так и буржуазного толка. И как мы уже понимаем сегодня, все это поддерживалось извне, из Лондона и Париж, в большей степени против османов. Но и Германия не упускала случая, чтобы навредить Российской империи. Примечательно, что эти державы также поддерживали Младотурков, других модернистов и масонов в османской империи. Ещё за два десятка лет до этого в Базеле состоялся учредительный всемерный сионистский конгресс, который по настоянию Теодора Герцля принял декларацию о создании еврейского государства в Палестине – провинции, тогда ещё входившей в состав османской империи и населенной преимущественно арабами.

Хочу сделать здесь небольшую оговорку, возвращаясь к России. Тот же британский престол, не смотря на союз с русским царем, параллельно, но не вместе с Германией оказывал разностороннюю поддержку оппозиционным политическим силам в России для дестабилизации ситуации в Империи. Знаково, что известный нам по сериалу Владимира Хотиненко «демон революции» Александр Львович Парвус, он же Израиль Лазаревич Гельфанд, роль которого сыграл известный актёр и режиссёр Федор Бондарчук, отличился как в Российской, так и в Османской империях.

Подводя промежуточный итог вышесказанному, следует отметить, что в результате заговора западных держав было покончено с двумя вышеназванными империями сразу. Россия была охвачена революцией и выведена из Первой Мировой войны, а Османской империи было нанесено унизительное поражение с дальнейшим расчленением. И в имплементации тайного соглашения, подписанного в 1916 году между британским дипломатом Сайксом и его французским коллегой Пико арабский восток и Малая Азия были поделены на сферы влияния между европейскими державами. В добавок к этому, британцы дали обещания сионистским лидерам, в знак благодарности за финансирование военных компаний в Европе, что поспособствуют созданию еврейского государства на территории Палестины. Это обещание вошло в историю под названием «декларация Бальфура 1917 года», по имени тогдашнего министра иностранных дел Великобритании Артура Бальфура, который в письме Лорду Ротшильду пообещал всякую помощь Правительства его Величества в деле создания национального государства для евреев в Палестине.

Таким образом, тогда было положено начало всем современным бедам региона. Это и создание неоднородных в этническом и конфессиональном признаках государств в регионе, и начертание спорных границ между ними и, конечно, внедрение чужеродного организма, т.е. Израиля, в арабской среде. Вот собственно, основные причины по которым конструкция регионоустройства оказалась не прочной и не способной дожить до своего столетия.

Разумеется, это конструкция начала рушиться и из-за внешнего натиска и из-за внутренних противоречий и накопления социально-экономических, общественно-политических и культурно-цивилизационных проблем.

2) Итак, позади целый век. До этого народы арабского Востока преимущественно жили в едином наднациональном государстве. В любом случае, в небольшом количестве государств – сателлитов Османской империи со сформировавшимися системами власти. И вдруг, им предлагается разъехаться по разным «квартирам», причём, образно говоря, без ремонта, без согласования с соседями, без учета совместимости к  общему проживанию и деля эти «квартиры» не равномерно и справедливо, а с конфликтным потенциалом. Это касается и территории и природных ресурсов и выхода к морю. Самый яркий пример Ирак. Богатейшая страна с древнейшей историей. А как раскроили её границы! Откололи от неё Кувейт, лишив тем самым полноценного выхода к Персидскому заливу, затрудняя тем самым экспорт нефти. Что в итоге привело к вторжению Ирака в Кувейт и к катастрофическим последствиям для всего региона. В результате, сегодня это самая конфликтная страна региона.

Эту схему можно экстраполировать на другие государства региона: Алжир и Марокко, Египет и Судан и так далее. Яблоки раздора повсюду. Но самый большой конфликтный потенциал, конечно, в неурегулированности арабо-израильских отношений.

Хочу, однако, вернуться к тому, с чего начал и напомнить, что когда арабы ушли из Османской империи, им предложили идеологию единого национального государства. Параллельно с этим, некоторые западные державы, в первую очередь Великобритания, стали закладывать основу для политического ислама,  с тем, чтобы бороться с проникновением коммунистической идеологии в регион. В результате, к началу Второй Мировой войны в регионе соперничали три основные идеологии: Панарабизм, Коммунизм и политический ислам. А после войны и победы СССР над гитлеровской Германией активизировались национально-освободительные движения в регионе, начался период создания независимых арабских государств. Некоторые из них ориентировались на социалистический лагерь, крепла национальная буржуазия, легально стали действовать партии левого социалистического и коммунистического толка. В опале оказались религиозные партии, на которые делал ставку Запад. А с созданием Израиля в 1947 году, идея освобождения Палестины все больше и больше стала объединяющей для арабов. Но интересы западных держав, да и СССР, который наивно полагал, что Израиль станет плацдармом для экспансии социализма в регионе, эти интересы не предусматривали прекращения существования еврейского государства в регионе, а как раз наоборот. В результате, не было позволено арабам одержать ни одной полноценной победы над Израилем, который в ходе этой борьбы лишь расширялся, захватывая и аннексируя все новые и новые территории, воплощая «миф о великом Израиле от Нила до Евфрата».

Я почему называю историю псевдонаукой? Именно потому, что многое воплощается в жизнь в сегодняшним мире, основываясь на мифах, легендах и вымыслах. Всему этому все равно придёт конец,  если когда-нибудь наступит конец самой истории, выражаясь словами японского философа Фукуямы.

Итак, мы уже понимаем, что в фундамент регионоустройства Ближнего Востока и Северной Африке были  заложены мины замедленного действия, которые одна за другой взрываются на протяжении многих лет. И как уже было сказано, этому поспособствовали как внутренние, так и внешние факторы. Именно поэтому, мы увидели, так называемую, арабскую весну и до неё множество переворотов и приграничных конфликтов между странами региона. И конечно, внутренние конфликты. Например с курдами в Ираке, с Полисарио в западной Сахаре, на которую претендует Марокко, между Севером и Югом Судана и так далее.

Но конечно, отдельная тема страны Персидского залива. Куда до последнего времени, США, перенявшие знамя мирового неоимпериализма после Второй Мировой войны, никого без специального разрешения не пускают. Но и это тоже начинает меняться.

Итак, сегодня мы имеем в регионе очень нестабильную ситуацию из которой надо выбираться. И что же это за ситуация? После распада СССР западный мир, возглавляемый США, везде и вовсю  диктовал миру, в том числе нашему региону, свои правила. Наверное, все помним, выдвинутую администрацией Белого дома в девяностые годы, идею большого Ближнего Востока. Далее, при Обаме, также что-то пытались сделать с регионом. Был взят курс на назначение Турции лидером, так скажем, просвещенного светского исламского мира. При нем то, т.е. при Обаме, и развернулась арабская весна, в которую Турция втянулась «по уши». К чему все это привело? Мы знаем на примере Ливии и Сирии. Вот в настоящее время и Трамп предлагает свою инициативу так называемой «сделки века».

Все старые и современные модели предусматривают новый передел Ближнего Востока с изменением границ. Но это лишь обострит, и без того, взрывоопасную ситуацию в регионе. И надо сказать, что появление военной силы России на поле боя очередного конфликта, то есть в Сирии, остужает многие горячие головы. Конечно, Россия не преследует идеологических целей в регионе. Она движима собственными экономическими интересами и геополитическими целями. Но тем не менее, это помогает по сей день избегать разрастания противоречия между Ираном со своими сторонниками, с одной стороны, и США, Израилем и Саудовской Аравии, с другой стороны, в открытый военный конфликт. И хотя в последнее время наметились какие-то тенденции по снижению напряжённости на этом треке, но новые провокационные заявления Трампа относительно возможности признания израильского суверенитета над оккупированными сирийскими Голанскими высотами, вновь подливают масло в огонь и льют воду на иранскую мельницу, что может подорвать вышеуказанные усилия по стабилизации в Сирии.

3) Теперь попробуем построить возможные сценарии развития ситуации в регионе. Как уже упоминалось, самый конфликтный потенциал сохраняется вокруг Ирана. Это  ситуация и в Йемене, и в Бахрейне, и в Сирии, и в Ливане, и в Палестине, да и в Афганистане также. Вполне очевидно, что ни России, ни Китаю, да и ни Турции не выгодна расправа с Ираном. Поэтому эти страны будут делать все возможное, чтобы не допустить военного столкновения США и их союзников с Иранов. Однако, сохраняется вероятность молниеносного военного удара по Ирану для ограничения его военно-политического потенциала и провоцирования внутриполитического обострения. Но есть опасения, что Тегеран сможет сильно ударить в ответ. А это в свою очередь может привести к военному конфликту на границе Сирии и Ливана с Израилем. В итоге могут быть втянуты в военный конфликт крупные мировые державы, которые уже сосредоточили большие силы в регионе. Но по всей видимости, США и их союзники пока не выработали свою окончательную стратегию на Ближнем Востоке. Ведь не все знают ещё, что из себя представляет «сделка века» Трампа. Единственное, что просочилось в прессу о ней, после признания Иерусалима столицей Израиля, это то, что она предусматривает обмен территориями между палестинцами и израильтянами, и созданием новых образований с отводом земель из соседних стран для заселения палестинцев. Мне кажется, это нереалистично. Палестинцы более 70 лет жили в лагерях для беженцев, подвергались гонениям, издевательствам и лишениям, но не смирились с оккупацией. А что касается Израиля, то это образование, созданное так называемыми репатриантами, а по сути колонизаторами, не может вечно существовать без конфликтного потенциала, который мобилизует поселенцев перед внушаемым страхом быть уничтоженными и который привлекает средства еврейских организаций. Израилю постоянно нужен враг, угрожающий его безопасности, для оправдания тех финансовых вливаний из вне, благодаря которым он продолжает существовать. Для этого нужен этот новый кризис вокруг Голанских высот. Да и Трампу не помешает поддержка сионистских финансовых кругов, которые играют одну из решающих ролей в американских выборах. И к сожалению, прочного мира на Ближнем Востоке не видать в ближайшей перспективе, но в передышке все стороны нуждаются.



Read 4561 times Last modified on Friday, 05 April 2019 00:13
Administrator

IMESClub DIRECTORATE